Греческое слово μάρτυρήσω (мартир), переводимое на русский язык как «мученик», означает в первую очередь «свидетель».В Евангелие от Иоанна Христос отвечает Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать (μάρτυρήσω) об истине» (Ин.18:37). 25 марта 1991 г. Священный Синод РПЦ принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 18 апреля 1918 г.: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 7 февраля или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». 7 февраля церковь вспоминает новомучеников и исповедников российских, чей опыт христианской жизни и смерти являют собой пример следования путем Христовым, свидетельство об усыновлении Христу очень близкое нам — с исторической точки зрения это происходило даже не вчера, а сегодня.
Об этом и не только говорили во время автобусной экскурсии в Спасо-Преображенский монастырь города Белёва, организованной силами Иоанно-Предтеченской общины Преображенского содружества малых православных братств. Город Белев, расположенный недалеко от Тулы, ровесник Москвы. Исторически он был одним из самых значимых культурных центров России, поэтому духовная традиция здесь была особенно сильна. С этим городом связаны многие имена тульских новомученников. Святитель Илларион (Троицкий), выпускник Тульского духовного училища и семинарии, протоиерей Петр Павлушков, потомственный священник, ректор Тульской духовной семинарии и настоятель храма Двенадцати апостолов в Туле, архимандрит Исаакий Оптинский, участник Поместного Собора 1917–1918 гг., последний настоятель Оптиной Пустыни — все они теперь прославлены на Архиерейском соборе 2000 г. Люди разного жизненного опыта, единые в том, что сохранили верность своему призванию свыше.
В Белёве приехавших встретил наместник восстанавливающегося Спасо-Преображенского монастыря. Он провел небольшую экскурсию по территории монастыря, храмы которого до сих пор стоят без куполов, полуразрушенные и олицетворяют собой то разорение, которое постигло русскую церковь в XX веке. В одном из монастырских корпусов располагалось местное ОГПУ, приговоры приводились в исполнение во дворе, и кирпичная стена до сих пор хранит следы пуль. Около нее спели «Вечную память». Подумалось, что есть Божий промысел в том, что пока еще сохраняются неотреставрированные, незаштукатуренные места, свидетельствующие о таком разорении, преодолеть последствия которого косметическим ремонтом просто невозможно. Конечно, храмы надо восстанавливать и благоукрашать, но, как писал своим духовным чадам из ссылки священномученик Сергий Мечев, страшными последствиями чреваты те времена, когда стоят храмы каменные, а храмы душ человеческих пребывают в запустении.
Затем был чай в монастырской трапезной, за которым прозвучало еще два сообщения о священномучениках-епископах: Игнатии (Садковском), принимавшем участие в составлении «Соловецкого послания» и бывшем в 1920–23 гг. епископом Белёвским и Никите (Прибыткове), назначенном епископом Белёвским в 1935 г., а в 1937г. арестованном и расстрелянном по обвинению в том, что «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря… систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения». Невозможно было не задуматься о том, что же происходило в XX веке в России, и, как спросил один десятилетний участник экскурсии, «почему за правду убивали?».
В завершение Лариса Аккуратова, специально приехавшая на эту экскурсию из Москвы, поделилась со всеми несколькими письмами из семейного архива. Голос человека, об отношении к вере которого ничего не известно, но который был несправедливо осужден, провел 17 лет в лагере, и при этом остался человеком и сохранил способность к самопожертвованию, дал возможность каждому ощутить свою личную связь с историей страны и земли, на которой он живет.
В Тулу автобус возвращался уже затемно. День, особо посвященный церковью воспоминанию подвига новомучеников и исповедников российских, заканчивался, а разговор об исторической памяти, а уж тем более о приобщении к духовному наследию святых XX века, думается, во многом у нас еще впереди.
Екатерина Степанова
Информационная служба Преображенского братства