В связи с исполнившимся в дни празднования Торжества Православия десятилетием снятия несправедливых прещений с о. Георгия Кочеткова и его 12 прихожан в интернете появились многочисленные отклики. Подавляющее большинство из них с радостью приветствует то, что морок многолетней клеветы на общину наконец-то начинает рассеиваться, с покаянием упоминает собственное легковерие («жалею, что верил всему, что говорили об о. Георгии»), с надеждой утверждает, что такое вряд ли может повториться. Но чаще всего встречается недоумение: кто стоял за всей этой историей, кому было нужно изгнать из храма тысячную общину, испачкать грязью доброе имя священника, приведшего всех этих людей в церковь, создать страшный образ «кочетковцев»? На заказчиков косвенно указывает только что появившаяся публикация «Русской линии» под названием «Десять лет спустя», которая в свою очередь вызвала ответную реакцию со стороны подлинного свидетеля происшедших событий.
Информационная служба Преображенского братства
Последняя неделя святой Четыредесятницы принесла в Москву весну: солнце, ярко-голубое небо, потоки талой воды на улицах … Но появились и новые искушения. Свой мутный, дурно пахнущий ручеек подпустили к вешним водам борцы за «чистоту православия» со скандально известной «Русской линии». Впору писать — «антирусской». Потому что для Руси, пусть давно и не слишком святой, всё же остается самым желанным и высоко ценимым знаменитый перечень духовных плодов по ап. Павлу: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22-23). Увы, ничего из этого «линия» дать не может. Зато обратного у нее — более чем достаточно. Особенно, когда речь заходит об отце Георгии Кочеткове и тех тысячах людей, которых он привел в Русскую православную церковь. Великий пост в нормальном случае призван ставить преграду осуждению других, злобе на них, хуле, неправде и прочим греховным болезням. Увы, на «Русской линии» наоборот — их весеннее обострение…
Текстом под названием «Десять лет спустя» отметился в этой области некто Алексей Артемьев. Он решил ознакомить читателей со своей сугубо субъективной версией провокации против о. Георгия и его прихожан в 1997 г. И, в связи с этим, поставить под сомнение (а точнее — отвергнуть) справедливость снятия в 2000 г. прещений, наложенных на о. Георгия и 12 наиболее активных членов его прихода. От рассказа «очевидца» (как он пишет) могут волосы встать дыбом и похолодеть кровь. Если поверить тому, что там написано, хотя бы на 10%, кому-то может действительно захотеться вместе с автором и его единомышленниками возопить «доколе?». И призвать, как они тогда, погромщиков из «Черной сотни», псевдо-казаков с нагайками и разных прочих «шведов». Чтобы, как пишет Артемьев, «в мирном духе» (естественно, а в каком же еще?) истребить страшную зловредную секту, которая при попустительстве, а то и при содействии патриарха и Синода (автор, понятно, лучше их знает, как управлять церковью), грозит уничтожить самое святое … и т.д.
Дорогой читатель! Ущипни себя и очнись. Нет и не может быть здесь никаких процентов. Есть искаженное страхом и злобой сознание, заставляющее видеть мир глазами щедринского губернатора Угрюм-Бурчеева, у которого, как известно, в голове был органчик, игравший только две мелодии: «Не потерплю!» и «Запорю!»
Примеры? Пожалуйста: «Юра и Саша» (профессор-священник Георгий Кочетков и профессор А.М. Копировский) решили, «как … выяснилось, произвести реформу богослужения Русской Православной Церкви» (!). Вот так, ни больше и ни меньше. Зачем при этом мелочиться и утруждать себя доказательствами? «Выяснилось» — и все тут. Прямо по доктору Геббельсу — ложь должна быть чудовищной, тогда в нее скорее поверят. В этом же духе в статье о. Георгию что только ни приписывается: запрет совершать в храме чтение часов (читали постоянно), причащение им всего храма без исповеди (не было никогда!) и прочие страшилки. Ну, и разные мелочи, вроде сочиненной автором беседы «Юры и Саши» с историком А.И. Роговым, который ни их «учителем», ни даже преподавателем никогда не был. И не только не «поворачивался к ним спиной», но наоборот, сожалел о том, что, не проверив факты, подписал письмо против них (речь шла об использовании русского языка в богослужении).
Еще? Вот и еще. Храм, открытый в 1990 г. общиной о. Георгия в центре Москвы, на Большой Лубянке, с огромным трудом (но без какого-либо насилия) освобожденный ею от светского учреждения и отремонтированный, в одночасье был передан скоропостижно созданному монастырскому подворью. Процесс передачи приходских помещений затянулся, т.к. имущество братства, ведущего большую благотворительно-просветительскую работу, переносить было просто некуда. Об этом в статье Артемьева, естественно, нет ни звука. И вот, «церковные интеллигенты» с ломами идут захватывать второй этаж приходского дома ...
О том, в каком виде мы нашли сброшенные на первый этаж после их «благочестивого штурма» вещи, красноречиво говорят фотографии. В безобразную кучу была свалена не только гуманитарная помощь, но также библиотека храма и Свято-Филаретовского института (в том числе и Библии, и святоотеческие творения). В той же куче лежали и иконы!! Понятно: святыня врага — не святыня для носителей истины в последней инстанции, в том числе и для «иконописца» Артемьева …
А чего стоит его откровенный до цинизма рассказ о том, как новый настоятель храма иеромонах Тихон (Шевкунов) прямо говорит благочинному протоиерею Владимиру Дивакову о своем намерении насильственно очистить помещение и «верно» понимает его крики «не смей! не смей!» как прямое «благословение» на погром!
Во втором храме, находившемся по соседству — на Сретенке, тоже с большим трудом, и тоже без насилия почти два года освобождавшемся другой «кочетковской» общиной от музея морского флота (а не «предоставленном» ей, как в очередной раз вводит в заблуждение читателя Артемьев), нас тоже не оставили в покое. В Великую Среду 1997 г. (читающий да разумеет), без всякой просьбы со стороны настоятеля и приходского совета туда был явочным порядком назначен 29-летний, только что рукоположенный священник. Для того, уверяет нас Артемьев, чтобы служить так, «как служат во всех православных храмах».
А вот что было. Повел себя юный «отец» как архиерей, если не больше. Настоятелю он сразу показал, кто теперь здесь хозяин, отказавшись выполнять какие бы то ни было его распоряжения. До сих пор в ушах стоит первое слово новоиспеченного батюшки к прихожанам (в присутствии о. Георгия, создавшего этот приход с нуля): «Возлюбленная моя паства, данная мне Богом!...». И пусть спросит Артемьев у настоятелей храмов, где после всего этого трагифарса служил «борец с ересями» — как бы они отнеслись к тому, что второй священник раз за разом переосвящает после них Св. Дары? Впрочем, они могут рассказать многое и о том, что он на самом деле творил в их храмах, полностью войдя в образ, принятый на себя в начале своего «священнослужения» у отца Георгия.
Все, что связано с пребыванием в храме ныне заштатного священника Михаила Дубовицкого, подробно описано в сборнике «Христианский вестник» № 3 , вышедшем больше 10 (!) лет назад. В сборник вошли свидетельства многих очевидцев, с ужасом наблюдавших преступные и богохульные художества «засланного казачка» в течение двух месяцев («очевидец» Артемьев был в храме один раз, но не побоялся оболгать и оклеветать весь приход). Есть там и тексты официальных документов из различных компетентных учреждений, полностью оправдывающих действия о. Георгия и его помощников. Делать вид, что этого нет, наоборот — вновь и вновь муссировать события, позорящие не только их подлинных сценаристов и режиссеров, (которые и сейчас прячут свои лица, но остаются на весьма почтенных должностях), но и всю церковную Москву, продолжать обвинять освобожденных, в конце концов, из-под запретов указом патриарха — что это, как не сознательное стремление насаждать дух разделения и недоверия к иерархии, а также вражды и ненависти, на радость врагам церкви? Для чего иначе годами было рассылать по всей стране грязную кинофальшивку «Разоблачение»: специально смонтированные под детектив, искаженные до неузнаваемости и сдобренные прямой ложью материалы об этих событиях, отснятые самими же членами общины о. Георгия в наивной надежде, что добрый барин их рассудит?
Пусть хоть некоторым утешением всем, кто действительно страдает от этого длящегося беззакония, будут строки Пушкина:
«Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей…».
Процесс этот, правда, весьма болезненный. Однако переживать его, хоть и неприятно, зато полезно, особенно постом, ведь пост — «весна покаяния»...
В России сейчас во всех смыслах — весна. Церковь тоже выходит из-под снега и льда и все лучше видит саму себя. Видит и то, что досталось ей в «наследство» от ее гонителей — фарисеев, безбожников, бездвижников, обновленцев и фундаменталистов всех мастей, и избавляется постепенно от этого «наследства». В лучах весеннего солнца, с одной стороны — дико, а с другой — смешно смотрятся и слушаются вопли об «ужасных кочетковцах». И уж совсем странно звучат сегодня безответственные и безосновательные требования ещё одного злобствующего «интеллигента» дьякона Георгия Малкова к иерархии (с одновременными, впрочем, попытками подлого нажима на нее) извергнуть о. Георгия из сана, а всех членов его огромной общины немедленно отлучить от церкви. Как не вспомнить здесь слова пламенного Златоуста: «Опять Иродиада беснуется, опять неистовствует, … опять требует главы Иоанна Крестителя»! Но нет. Это — то, что умерло и, надеемся, никогда не воскреснет.
Информационная служба Свято-Филаретовского православно-христианского института