В светлые дни Святой Пасхи около 100 человек из разных городов России и ближнего Зарубежья воцерковились в результате оглашения в
Преображенском братстве. Кто-то из них принял Таинство Крещения, кто-то — Миропомазания, многие причащались на Пасху первый раз в жизни. Именно с этого, в соответствии с церковной традицией, на Пасху начался новый, третий этап их воцерковления, — таинствоводство, мистагогия. Предыдущие два этапа, которые в Преображенском братстве обычно длятся от 1 до 1,5 лет, были посвящены подробному чтению Священного писания — для многих впервые в жизни, знакомству с храмовым богослужением, научению личной молитве, изучению Символа веры. Третий же этап — традиционное тайноводство, о котором известно из поучений Кирилла Иерусалимского и др., — посвящен краткому систематическому изъяснению церковных таинств и догматов. Сегодня акцент делается на практическом введении нововоцерковленных в опыт служения в церкви.
Об этом нам рассказал
председатель Преображенского братства, катехизатор Владимир Коваль-Зайцев:
У новопросвещенных сейчас уникальное время. Они входят в настоящий опыт церковной жизни, изучают богослужение, его смысл, особенно смысл Евхаристии, учатся читать в храме, петь и делать всё это ответственно. Все новопросвещенные включились в несколько групп в соответствии с разными направлениями церковной жизни, в которых могут участвовать миряне. Каждый из них не только чему-то учится сам, но и впоследствии сможет поделиться полученными знаниями с другими. Этих групп четыре, мы их назвали: богослужебная, учительная, трапезная и хозяйственная.
В богослужебном направлении учатся читать, петь, в т.ч. стихиры Пасхи и другие песнопения, а также совершать различные сопутствующие дела — ухаживать за храмом, чистить подсвечники и т.д. Всех нововоцерковленных братьев вводят в алтарь, но не одновременно, а по очереди. Для них это возможность познакомиться с богослужением с разных сторон, помолиться за проскомидией, увидеть, что такое служение алтарника — сами они пока в алтаре просто находятся, никакая дополнительная ответственность на них не возлагается. Кроме того, для них важно увидеть единство богослужебного пространства.
В учительном направлении, которое мы ведем вместе с катехизатором из Твери Олегом Ермолаевым, ведется разговор о миссии церкви, о том, как исполнить слова Господа: «Идите научите все народы». Сами нововоцерковленные составили вопросы — как свидетельствовать о Христе в семье, друзьям, на работе — это очень практические вопросы. Еще мы говорим о Священном писании — как воплощать в своей жизни Евангелие. Например, был задан вопрос, как лучше читать Евангелие каждый день — по одному стиху, по главе или как-то иначе. Обсуждаем, как слушать проповедь: из чего она состоит, как выделить в ней основные части, уловить главное зерно и как услышанным поделиться с другими. Говорим о типах проповедей, их принципах и закономерностях. В конце концов они ведь когда-то и сами будут проповедовать — для своих друзей или как-то иначе.
В трапезном направлении не только помогают с трапезой — подают на стол, помогают прибраться, но и учатся в целом организовывать христианскую трапезу. В хозяйственном направлении также помогают храму и приходу в уборке помещений и т.п.
Кроме того, конечно, проводятся таинствоводственные беседы — объяснение церковных таинств. Все трапезы у нас общие — и днем, и вечером. Это очень важно: за ними идет общий разговор на темы, которые, может быть, нет возможности обсудить в другое время — о церковном собрании, о христианской трапезе, о том, что это всегда воплощенная любовь — агапа, обсуждаем и другие важные вопросы.
И конечно, нововоцерковленные учатся помогать друг другу, быть внимательными. Можно сказать — они открывают для себя друг друга в постоянном богослужении и проживании, открывают друг в друге брата и сестру.