Такой вопрос поставили перед собой участники семинара, проходившего 18 апреля 2010 года в Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Кроме студентов и преподавателей СФИ в семинаре приняли участие члены малых православных братств из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и Воронежа.
Участники семинара говорили о том, что факт победы советского народа в войне не может быть только предметом нашей национальной гордости или только поводом для скорби по погибшим. Событие войны требует серьезного осмысления, ответа на вопрос о ее причине, цене, последствиях. В конечном итоге, именно Церковь должна быть хранительницей подлинной исторической памяти, живой преемственности событий человеческой истории. Христианский взгляд на войну предполагает и размышление о ее духовных уроках для каждого из нас и для России в целом.
Одной из первых была поставлена на семинаре проблема адекватного представления о войне. Военные события часто по «горячим следам» подвергались идеологической обработке, попадая в газеты, призванные возгревать дух воинства. Так произошло это, например, в отношении Зои Космодемьянской, Александра Матросова, панфиловцев и т.д. Появление праздника «День Победы» в 1965 г. также было задумано как идеологическое мероприятие. Власти стремились сделать из факта победа — фактор идеологического влияния: победить в такой войне могла только «великая держава». В результате мы знаем о войне правду пополам с вымыслом. Вопрос заключается в том, как, не оскорбляя памяти героев, не умоляя величия их подвига, снять с них идеологическую обертку и принять не черно-белую, но более сложную и трагическую правду о войне.
Вторая тема, постоянно звучавшая на семинаре, — преступления советского режима, проявившиеся в годы войны и в агрессивной политике руководства, и в репрессиях командного состава, и, конечно, в безжалостном отношении к людям, которых кидали в жерло войны как в бесконечную топку. Чего стоит одна только наступательная тактика советской армии — атаки волнами пехоты, оставляющие горы трупов на полях сражений!
Вряд ли правомерно называть эту победу победой «советского строя», «советской России». Но кто же тогда победил? Для участников семинара ответ оказался непростым, но определенным: победил в войне народ, который обнаружил в себе способность в безнадежной ситуации мобилизовать свои духовные ресурсы и переломить ход войны. Победа человеческого духа проявила себя и в явлениях массового героизма, и в готовности к жертве собой «за други своя», и в особом веянии свободы, впервые за советские годы, повеявшем в человеческих сердцах.
Анна Ахматова говорила: «Из этой войны выйдет другой народ». Но в том то и трагедия последствий этой войны, что народ не смог стать другим, не смог воспользоваться духовными плодами своей победы. Произошло нечто обратное – война и победа имели для режима «системообразующее значение». Один из участников семинара рассказал историю из жизни глухой сибирской деревни, жители которой до 1941 г. отказывались вступать в колхоз; но, вернувшись с войны в 1946, они его добровольно организовали.
Почему народ, выстрадавший победу, снова вернулся в страну несвободы, тирании, репрессий? Конечно, сыграла свою роль «мудрая» политика «вождя народов», но и народ, выйдя из экзистенциальной ситуации войны, «расслабился», «купился на идею своей победоносности». «Сталин», «Великая победа», «Великая держава» — стали объектами особого культа, требующего человеческих жертв и оправдывающего их.
Участники семинара говорили о том, что великая отечественная война была святыней для многих поколений людей, но зачастую — святыней языческой. Показателен, например, тот факт, что жители Волгограда активно протестовали против постройки на Мамаевом кургане православного храма.
Снова и снова собравшиеся возвращались к вопросу: чему нам, христианам, можно и должно учиться у истории этой войны? Как сделать, чтобы жертвы оказались ненапрасными? Говорили об опыте внутренней сопричастности погибшим, о готовности оставаться человеком даже в самых невероятных условиях, о способности приносить жертвы, вплоть до жертвы собственной жизнью.
Осваивая внутри себя, шаг за шагом трагическую историю войны, мы можем научиться жить в исторической перспективе и по-новому осмыслить историю России в XX веке, великую не величием своих побед, а величием своих страданий.