21 апреля в Нехорошей квартире М.А. Булгакова состоялся музыкальный семинар «Классическая музыка: пациент скорее жив, чем мертв?», организованный молодежным «Кругом» Преображенского содружества малых православных братств по инициативе преподавателя Свято-Филаретовского института, искусствоведа проф. А.М. Копировского . Тема вечера была выбрана не случайно. Еще в конце XIX века Ницше провозгласил, что Бог умер. Осип Мандельштам говорил о смерти романа и смерти книгопечатания. Сегодня многие говорят о смерти искусства как такового. А что же происходит с музыкой?
Ведущие вечера, студенты Московской консерватории Сергей Бурлака и Анна Демидова, предложили собравшимся гостям — в основном это были профессиональные музыканты и любители классической музыки — послушать музыку и поразмышлять о ней. Звучали произведения Гайдна, Вьетана, Рахманинова, современных композиторов Полторацкого и Мндоянца, а также стихи о музыке — Мандельштама, Ахматовой, Рильке, Седаковой и Величанского.
Участники встречи размышляли о том, актуальна ли сейчас классическая музыка, жива ли она для современного человека. Собравшиеся делились своим опытом встречи с музыкой. Так, по словам Александра Михайловича Копировского, ему музыка стала по-настоящему интересна только после того, как он пришел к Богу.
Сергей Сергеевич Аверинцев говорил, что основная проблема современного человека — утрата вкуса к подлинности. И потому для многих людей музыка оказывается неинтересной. Она требует жертвы и от исполнителя, и от слушателя. Подлинное искусство не рефлективно, оно поднимает, возрождает человека, оно выше того, что хочет человек.
Каждый человек от природы склонен служить и поклоняться чему-либо, он живет тем, что его вдохновляет. Рано или поздно возникает вопрос: как, чем и кому служить. И если человек поклоняется мертвечине, то он и сам мертв. А если живому и подлинному — то жив. И этот неизбежный выбор обращает вопрос о том, жив ли пациент или мертв, к нам самим.
В завершение встречи ведущие встречи поблагодарили всех участников за интересные размышления и пожелали не терять вкуса к подлинности.