Нет в наличии!
Введите ваш email, чтобы получить уведомление о поступлении товара:


Уведомить Закрыть
Нет в наличии!
Введите ваш email, чтобы получить уведомление о поступлении товара:
Уведомить Закрыть

Альманах : Свет Христов просвещает всех. Выпуск 28.

Альманах : Свет Христов просвещает всех. Выпуск 28. QR Code Издательство: Свято-Филаретовский институт, Москва
Вес: 0.2 кг
В наличии
300 руб.
Количество: Купить

Альманах : Свет Христов просвещает всех. Выпуск 28.

Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 28. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. - 210 с.

Мягкая обложка.Печать офсетная. Бумага офсетная.

Издание можно приобрести в книжном магазине СФИ и интернет-магазине «Предание»

СОДЕРЖАНИЕ:

Двадцать восьмой номер научного журнала «Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского института» открывается рубрикой Теологические исследования и статьей С. Паренти, в которой анализируются причины того, почему в течение последнего тысячелетия бывшая некогда «запасной» и предназначавшаяся для дней седмицы Литургия свт. Иоанна Златоуста постепенно вышла на «первые позиции» и стала восприниматься как главная литургия византийского обряда. Философско-богословское исследование И. В. Мезенцева посвящено проблеме использования концепта «сознание» в интерпретации позднеантичной и средневековой христианской триадологии.

В разделе Междисциплинарные исследования опубликованы избранные материалы конференции «Духовные итоги революции в России: коллективный человек и трагедия личности», которая поставила вопрос о последствиях национальной катастрофы 1917 года в антропологическом аспекте. В представленных статьях рассматриваются следующие темы: отношение к вопросам вины и ответственности в русской культуре XIX и ХХ ввеков и в современности (Л. В. Крошкина); антропологический сдвиг, вызванный революцией, в оценке религиозных мыслителей русского зарубежья (Н. В. Ликвинцева); роль «солдатской массы» в революционных событиях (А. С. Баранов); формирование категории «культурности» в первые годы советской власти (Ю. А. Асоян); изменение понятия психического расстройства в революционный и постреволюционный периоды (Б. А. Воскресенский).

Материалы рубрики Юбилейные даты приурочены к 100-летию А. И. Солженицына. Домом Русского Зарубежья предоставлен для публикации фрагмент переписки архиепископа Иоанна (Шаховского) с А. И. Солженицыным. Публикация предваряется вступительной статьей А. Ю. Никифоровой. Статья известного француского слависта Ж. Нива посвящена анализу христианских тем и мотивов в творчестве писателя и ставит вопрос о характере его христианства.

Завершается номер рецензией на книгу архиепископа Тиранского и всея Албании Анастасия (Яннулатоса) «Даже до края земли: Исследования по истории миссии». 

Теологические исследования

Изучение истории богослужения ныне предполагает не только рассмотрение литургических текстов и процессов их формирования, но также исследование практики совершения богослужения, отразившейся в письменных источниках: церковных канонах, житийной литературе, проповедях и писаниях деятелей церкви, сохранивших для нас указания на особенности богослужения различных эпох и регионов. Предметом исследования в данной статье является сложный феномен православного богослужения византийского обряда. Литургия свт. Василия Великого, совершаемая ныне только десять раз в году, некогда была главной византийской литургией для воскресных и праздничных дней церковного года, но вследствие определенных обстоятельств оказалась «на вторых ролях». В течение последнего тысячелетия, напротив, бывшая некогда «запасной» и предназначавшаяся для дней седмицы литургия свт. Иоанна Златоуста постепенно вышла на «первые позиции» и стала восприниматься как главная литургия византийского обряда, о чем свидетельствуют не только перемещение ее на первое место в литургических рукописях, но и сохранившиеся косвенные свидетельства о практике ее совершения. Несмотря на неоспоримый факт перемещения литургии свт. Василия с «лидирующих позиций», причины такого изменения не становились прежде предметом историко-литургического анализа. Благодаря достижениям сравнительной литургики и сопоставлению литургических и агиографических свидетельств автор указывает на основные причины данного перемещения, связывая их не с «удобством» и краткостью чина литургии свт. Иоанна Златоуста, но с целым комплексом изменений в практике литургического благочестия, характерных для монастырей и церквей Византийской столицы.
В настоящей статье рассматривается проблема использования концепта «сознание» в интерпретации позднеантичной и средневековой христианской триадологии. Автор показывает, как содержание библейских, патристических и литургических текстов порождает эту богословско-философскую проблему. В статье применяется феноменологический метод: читателю предлагается изнутри проследить внутреннюю логику и проблематику тринитарного богословия. В статье раскрывается ограниченность традиционной тринитарной терминологии. По мнению автора, изложение классического богословия современным языком имеет важное теоретическое и практическое значение для формирования христианской идентичности в наши дни. В статье показано, какие концептуальные выводы следуют из последовательного развития тринитарной и антитринитарной позиции по вопросу сознания в Троице. Также подчеркивается, что при решении указанной проблемы важно понимать отличие новоевропейской интерпретации 
«сознания» от позднеантичного и средневекового понимания этого феномена. В целом, статья позволяет сделать некоторые выводы об особенностях взаимодействия церковного и секулярного языков.

Междисциплинарные исследования

Психиатрические критерии нормы и душевной болезни общественно значимы, так как могут быть использованы как инструменты социального манипулирования, борьбы с любого рода инакомыслием. С привлечением культурно-исторических сведений показывается преобладание фаталистически-биологического и противоположного ему субъективно-волюнтаристического подходов к решению вопроса о душевной норме и патологии в дореволюционный период. Для советской эпохи характерен обезличенный коллективизм, прямолинейная идейная направленность. Во всех этих случаях при диагностике душевных расстройств вольно или невольно решающее значение придается нравственным (равно – идеологическим) или чисто биологическим оценкам. Современное определение психического здоровья, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения, также не лишено этих недостатков. На основе трихотомии (дух – душа – тело), заимствованной отечественной психиатрией из христианской антропологии, предлагаются понятия психики (душевных процессов) и психического расстройства, раскрывается их связь со сферами «духовного» и «душевного».

Юбилейные даты