Международная богословская конференция «Традиция святоотеческой катехизации...»

  • 04 июня 2012 в 10:25:03
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 1085
  • 0
 

 

VI Международная богословская конференция «Традиция святоотеческой катехизации: современные вопросы подготовки катехизаторов» открылась 28 мая в Москве, в Свято-Филаретовском православно-христианском институте (СФИ). Форум продолжает серию конференций, посвященных  разным аспектам оглашения. С каждым годом в СФИ приезжает все больше молодых и заслуженных священнослужителей и мирян из разных епархий РПЦ, из России, стран ближнего и дальнего Зарубежья. Многие из них являются преподавателями духовных школ, руководителями епархиальных отделов.

В этом году к СФИ в качестве организатора форума присоединился Отдел религиозного образования и катехизации Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Традиции святоотеческой катехизации, реконструкция процесса оглашения в древней Церкви, теория и практика современного научения верующих — этот круг вопросов ежегодно определяет тематику выступлений, круглых столов, дискуссий на конференции. Участников форума приветствовал ректор СФИ священник Георгий Кочетков.

Специалистом в области истории катехизации в СФИ является профессор этого вуза, член Межсоборного присутствия РПЦ Давид Гзгзян, который сделал первый доклад «Личность и служение катехизатора в древней Церкви». Исследуя соответствующие фрагменты Священного Писания, наследие Оригена, Климента Александрийского и Августина, он обнаружил определение учителя (дидаскала) как «хранителя и систематизатора пророческих откровений», как человека, который «организует» «воцерковление как рождение свыше». По словам профессора Гзгзяна, учитель (он же катехизатор) понимался Святыми Отцами как посредник, «привратник»: это фигура, «занимающая выдающееся, но скромное место на пороге Церкви, он смотрит в обе стороны: и внутрь Церкви, и за пределы ее». Именно поэтому катехизатору необходимо «особое ведение духовное и не менее изощренное видение всех областей жизни».

Докладчик рассмотрел возникновение системы подготовки катехизаторов, которое относится ко времени бл.Августина: эта проблема появилась после Миланского эдикта, когда Церковь стала массовой и встал вопрос об оглашении тех, «кто не очень хочет оглашаться». Прозвучал парадоксальный вывод: «Катехизатора подготовить невозможно, хотя — надо». Речь идет о том, что невозможно научить, преподать опыт личной встречи с Богом, необходимый для катехизатора. В то же время тому, кто причастен этому опыту и хочет им поделиться, необходимо помогать, однако «методика» не должна занять первого места. «Практический опыт может быть как-то организован, но упор должен быть на собственном опыте духовной жизни и опыте церковного сообщества», — сказал Д.Гзгзян. Первый же доклад вызвал множество живых откликов и вопросов, актуализирующих святоотеческое наследие.

С докладом о попытках введения массовой катехизации в Кемеровской и Новокузнецкой епархии выступил священник Андрей Мояренко (Новокузнецк), заместитель ректора Новокузнецкой православной духовной семинарии. По его словам, год назад в масштабах епархии было принято решение не совершать таинство Крещения без подготовки, установлен срок в 4 недели для оглашения желающих войти в Церковь. Однако «нововведение» (а именно так было воспринято во многих приходах возрождение древнего церковного обычая) с трудом приживается на местах: как свидетельствовал о.Андрей, в большинстве благочиний священники ограничиваются двумя беседами. Докладчик рассказал также о многих трудностях, с которыми сопряжены попытки реализовать поручение священноначалия РПЦ об организации массовой катехизации: это и «общее непонимание» того, кто должен заниматься оглашением, и отсутствие соответствующего предмета в учебном плане духовных школ, и неопределенное положение катехизаторов на приходах.

Это сообщение задело за живое почти всех молодых священников — участников конференции. Каждый из них поделился наболевшим: не столько творческим опытом организации катехизации, сколько проблемами и трудностями. Отвечая на вопросы и резюмируя дискуссию, о.Андрей пришел к такому же выводу, как и первый докладчик (выступления которого он не слышал, опоздав на открытие): «методики можно освоить, самое главное — чтобы каждый катехизатор «родился свыше». Священник из Архангельска выразил убеждение, что необходимо смещение приоритетов в сторону катехизации на епархиальном уровне, «иначе катехизации не будет».

Первый день конференции продолжился круглым столом на тему «Учительный, пастырский и педагогический аспекты церковного служения катехизатора». Дискуссия сконцентрировалась вокруг следующих вопросов: «Пастырство «огласительное» и пастырство приходское: есть ли отличия?», «Нужно ли различать учительство и педагогику в огласительном процессе?», «Насколько возможно единство трех аспектов служения катехизатора?»

Второй день работы конференции, 29 мая, был посвящен теме «Подготовка и обучение катехизатора». С докладами выступили А. Копировский, В. Якунцев, М.Дикарева и другие. Третий, завершающий день форума (30 мая) не менее насыщен: в первой половине будут обсуждаться два доклада о проблемах подготовки и служения катехизатора на приходе (священник Александр Гинкель (Белгород)) и в братстве (О. Глаголев), а завершится конференция круглым столом «Положение и статус катехизатора в церкви, перспективы подготовки катехизаторов». Участники обсудят практические вопросы о полномочиях и формах ответственности катехизатора за результаты своего служения, о взаимодействии катехизатора с правящим архиереем, благочинным, настоятелем, отделом по катехизации; о перспективах подготовки катехизаторов в образовательных учреждениях, церковных общинах и братствах.

Материалы конференций выходят в издательстве СФИ отдельными сборниками.

Юлия Зайцева

www.blagovest-info.ru

 От Лиссабона до Хабаровска:
Конференция продолжит свою работу в Кемеровской и Новокузнецкой епархии осенью 2012 года.

В третьей конференции из цикла «Традиция святоотеческой катехизации» приняли участие 70 человек из 17 епархий Русской православной церкви из разных городов России, ближнего и дальнего Зарубежья — от Лиссабона до Хабаровска. Среди них — священнослужители и миряне, преподаватели духовных школ, руководители епархиальных отделов по миссии и катехизации.

В заключительный день форума участники обсуждали положение и статус катехизатора в церкви, вопросы его ответственности за результаты своего служения, возможные способы взаимодействия с правящим архиереем, благочинным, настоятелем, епархиальным отделом по катехизации, а также перспективы подготовки катехизаторов на разных уровнях церковной жизни.

Иерей Димитрий Черепанов (г. Покров) рассказал о церковной ответственности за подготовку катехизаторов и о проблемах, связанных с этой подготовкой. По его мнению, цель катехизации — присоединение нового члена к церковному собранию — достигается сейчас с большим трудом, потому что границы этого собрания на приходах размыты. В дискуссии также отмечалось, что в церкви и обществе до сих пор приносит свои плоды «антисектантская» политика советского государства: попытки собирания на приходах общин и братств, так необходимых для личной подготовки катехизаторов и возрождения традиционной длительной катехизации, нередко воспринимаются как «сектантство».

Опытом подготовки приходских катехизаторов в Обучающем центре при Белгородской православной духовной семинарии поделился иерей Александр Гинкель, сотрудник Синодального миссионерского отдела РПЦ. Катехизатор Олег Глаголев (г. Екатеринбург) говорил о роли церковного братства в подготовке катехизаторов на примере многолетнего опыта Преображенского содружества.

Открытый и свободный диалог позволил участникам обсудить очень трудные вопросы церковной жизни и наметить пути их решения. Конференция продолжит свою работу в Кемеровской и Новокузнецкой епархии осенью 2012 года.

 Информационная служба СФИ

 04.06.2012  Публикация  newsru.com  о Конференции:

В Москве накануне состоялась Международная богословская конференция "Традиция святоотеческой катехизации: современные вопросы подготовки катехизаторов". Уже третий год подряд ежегодный богословский форум Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) посвящен вопросам воцерковления. В этом году соорганизатором конференции выступил Отдел религиозного образования и катехизации Кемеровской и Новокузнецкой епархии Русской православной церкви (РПЦ), где конференция продолжит работу ближайшей осенью.

В конференции приняли участие более 70 человек из 17 епархий РПЦ из разных городов России, ближнего и дальнего Зарубежья: священнослужители и миряне, руководство, преподаватели и студенты духовных школ, представители епархиальных отделов по миссии и катехизации, сообщает Информационная служба СФИ.

Катехизация как целостное, последовательное, личностное и церковное научение основам христианской веры, молитвы и жизни - наболевший вопрос для Русской православной церкви. Это связано, с одной стороны, с тяжелым наследием советской эпохи, отучившей людей общаться и доверять порой даже своим близким и соседям, не говоря о доверии к Богу. С другой стороны, проблема полноты воцерковления уходит корнями в самые ранние века христианской истории, когда в ней начинается так называемый константиновский период, когда христианство становится официальной религией Византийской империи, и в церковь приходят люди, не имеющие опыта покаяния за всю жизнь и не принесшие сознательно и лично обетов верности Христу.

Сегодня, хотя Церковь вновь заговорила, в том числе в лице своего предстоятеля и Синода, о необходимости наставления в вере, данное служение часто рассматривается верующими не как исполнение главного завета, оставленного Спасителем: "Идите, научите все народы" (Евангелие от Матфея, гл. 28:стих 19), а как некое приложение к церковной жизни, хотя бы и достаточно важное. Но если катехизаторы покажут результат своего служения, если люди будут не прицерковляться, а воцерковляться, то это может значительно изменить церковную ситуацию, уверен ректор СФИ священник Георгий Кочетков. Ведь катехизация - это таинство Слова, в котором участвует не только катехизатор и оглашаемые, но и сам Господь. По опыту длительного оглашения в Преображенском братстве, люди обретают большое доверие к катехизатору, желание и силы изменять свою жизнь, если встречают в нем не преподавателя или лектора, а свидетеля жизни не по законам мира сего, но по вере.

Кто достоин служения катехизатора, древняя Церковь определяла не институционально, а по плодам, отметил профессор СФИ, член Межсоборного присутствия РПЦ Давид Гзгзян. Едва ли и сегодня существует методика, которая могла бы гарантировать подготовку катехизатора к служению, и это ставит вопрос о среде, в которой он может родиться. Катехизатор - не просто хорошо обученный человек, который может интересно изложить материал, но тот, кто способен поделиться опытом жизни по вере. Если он и собрание, в которое он приводит своих оглашаемых, не живет духом свидетельства о Воскресшем Христе, оглашение превратится в лекторий, или хуже того - в занудство и лицемерие, только отвращающее людей от церкви.

О том, что подготовка катехизатора требует не только освоения определенных навыков и знаний, но и церковной среды, сказал и сопредседатель оргкомитета Конференции, заместитель ректора Новокузнецкой православной духовной семинарии священник Андрей Мояренко. Он указал на основные проблемы, с которыми сталкивается возрождение катехизации в современной церкви. Среди них - непонимание цели и существа процесса катехизации (часто и среди самих священников), дефицит опыта воцерковления людей через общение, формальное воцерковление многих из тех, кто привык считать себя чадами церкви, отсутствие в духовных школах предмета катехетики, а также крайне ограниченное время, которое уделяется процессу оглашения в приходской практике.

На сегодняшний день СФИ - единственный православный вуз, где преподается катехетика. Преподаватель этого курса Владимир Якунцев отметил, что главное - за многообразием форм и случаев ясно увидеть единство опыта катехизации как введения человека в границы Церкви. Необходимо понимать, что даже самая хорошая катехизическая методика - лишь подпорка в богочеловеческом процессе воцерковления.

На конференции прозвучало 12 докладов и прошло два круглых стола. Также все участники имели возможность принять участие в проведении огласительных встреч. Материалы конференции будут изданы.

 http://www.newsru.com

Более подробно о конференции:

29.05.2012

Первый день Международной богословской конференции «Традиция святоотеческой катехизации: современные вопросы подготовки катехизаторов» был посвящен вопросам личности и служения катехизатора в церкви. В этом году вместе со Свято-Филаретовским институтом соорганизатором конференции выступил Отдел религиозного образования и катехизации Кемеровской и Новокузнецкой епархии. На пленарном заседании прозвучало два доклада, а во второй половине дня состоялся круглый стол «Учительный, пастырский и педагогический аспекты церковного служения катехизатора». Большая часть дня была посвящена обсуждению докладов и ответам на вопросы.

Священное писание ставит учительное служение в церкви в один ряд с пророческим и апостольским, отметил проф. СФИ Давид Гзгзян в своем докладе «Личность и служение катехизатора в древней церкви». Но если пророчество больше связано с возвещением богооткровенного учения, то служение катехизатора — с его систематизацией, обобщением и разъяснением. Докладчик сделал акцент на особом даре церковных учителей делать откровение внятным для тех, кто жаждет наставления в вере. Так, выдающийся церковный учитель III века Ориген, будучи великолепным ученым, философом, толкователем Писания, вызывает восхищение современников прежде всего способностью ясно открывать «золотое лицо истинной мудрости», «выводить из лабиринта философских учений», «внушать любовь к красоте и справедливости».

С началом константиновского периода в жизни церкви перед катехизаторами встала проблема, которую невозможно было себе представить раньше, — как оглашать тех, кто не хочет оглашаться. Не случайно именно в это время на первое место выходят вопросы ораторского искусства, риторских и педагогических способностей катехизатора. В связи с этим изменяется и представление о подготовке катехизатора. С другой стороны, постепенно катехизация в принципе перестает занимать центральное значение в церкви, распространившейся по всей ойкумене.

Сегодня, когда константиновский период церковной истории завершился и церковь вновь заговорила о необходимости наставления в вере, данное служение часто рассматривается не как исполнение главного завета, оставленного Спасителем: «Идите, научите все народы» (Мф 28:19), а как некое приложение к церковной жизни, хотя бы и достаточно важное.

Катехизаторы часто не воспринимаются как служители в церкви, что вполне объяснимо инерцией многовекового константиновского периода, отметил ректор СФИ священник Георгий Кочетков. Аналогичным образом, проповедь часто не воспринимается как центральная часть богослужения. Но если катехизаторы покажут результат своего служения, если люди будут не прицерковляться, а воцерковляться, то это может значительно изменить церковную ситуацию, уверен о. Георгий. Ведь катехизация — это таинство Слова, в котором участвует не только катехизатор и оглашаемые, но и сам Господь. По опыту длительного оглашения в Преображенском братстве, люди обретают большое доверие к катехизатору, желание и силы изменять свою жизнь, если встречают в нем не преподавателя или лектора, а свидетеля жизни не по законам мира сего, но по вере.

Кто достоин служения катехизатора, древняя церковь определяла не институционально, а по плодам, отметил Давид Гзгзян. Едва ли и сегодня существует методика, которая могла бы гарантировать подготовку катехизатора к служению, и это ставит вопрос о среде, в которой он может родиться.

О том, что подготовка катехизатора требует не только освоения определенных навыков и знаний, но и церковного наставления, сказал в своем докладе «Современные требования к катехизатору в Русской Православной церкви (к постановке проблемы)» и священник Андрей Мояренко, заместитель ректора Новокузнецкой православной духовной семинарии. В частности, отец Андрей указал на основные проблемы, с которыми сталкивается возрождение катехизации в современной церкви. Среди них — непонимание цели и существа процесса катехизации (часто и среди самих священников), дефицит опыта воцерковления людей через общение и формальное воцерковление многих из тех, кто привык считать себя чадами церкви, отсутствие в духовных школах предмета катехетики, а также крайне ограниченное время, которое уделяется процессу оглашения в современной приходской практике.

Обсуждение докладов и дальнейшая дискуссия на круглом столе показали, что сегодня церковь испытывает большой дефицит людей, способных «заражать христианством, как инфекцией», и это ставит проблему качества христианской жизни перед каждым верующим, как мирянином, так и священником. Ведь задача катехизатора — на собственном примере показать, что подлинная жизнь возможна только во Христе. В этой связи проректор СФИ Дмитрий Гасак предложил каждому, для кого проблема возрождения катехизации в церкви является насущной, задаться вопросом: «Что мне делать, чтобы стать катехизатором?»

В конце первого дня конференции все участники имели возможность принять участие в проведении огласительных встреч.

Информационная служба СФИ

По этим ссылкам можно услышать:

Доклад Давида Гзгзяна «Личность и служение катехизатора в древней церкви»

Доклад Владимира Якунцева «Учебный курс катехетики с точки зрения задач подготовки катехизаторов»

Доклад Светланы Чукавиной «Подготовка катехизаторов для особенных оглашаемых»

Доклад Дмитрия Гасака «Критерии готовности катехизаторов к служению в опыте Преображенского братства (катминимум)»

30.05.2012

«Невозможно оглашать из-под палки» Видеоинтервью со священником Андреем Мояренко, сопредседателем оргкомитета Международной богословской конференции «Традиция святоотеческой катехизации: современные вопросы подготовки катехизаторов»

 «Открывать веру как свободу и радость» Видеоинтервью со священником Виталием Фонькиным

 «Без катехизации христианская жизнь невозможна» Видеоинтервью со священником Георгием Лазаревым

01 -03.06.2012

Ректор СФИ священник Георгий Кочетков об итогах Международной богословской конференции «Традиция святоотеческой катехизации: современные вопросы подготовки катехизаторов»

Интервью с Александром Копировским, сопредседателем оргкомитета Международной богословской конференции «Традиция святоотеческой катехизации: современные вопросы подготовки катехизаторов»

Видеоинтервью с игуменом Арсением (Соколовым)-«Заинтересовать людей Евангелием — вот задача»

«Критерии готовности катехизаторов к служению»- доклад священника Петра Боева на Международной богословской конференции «Традиция святоотеческой катехизации: современные вопросы подготовки катехизаторов»

Видеоинтервью со священником Петром Боевым -«Катехизатор должен уметь слушать»


Интервью со священником Александром Гинкелем - «Реализовать талант, данный Богом»

31.05.2012

29 мая в СФИ продолжила работу конференция «Традиция святоотеческой катехизации: современные вопросы подготовки катехизаторов»

Два пленарных заседания вели сопредеседатели оргкомитета: заместитель ректора Новокузнецкой православной духовной семинарии священник Андрей Мояренко и ученый секретарь СФИ Александр Копировский. Второй день был посвящен подготовке и обучению катехизаторов.

Школа катехетики не может существовать вне постоянной практики оглашения — такой вывод можно сделать по итогам прозвучавших выступлений. Ведь катехизатор — это не просто хорошо обученный человек, который может интересно изложить материал, но тот, кто способен поделиться личным опытом жизни по вере, а значит, сам имеет такой опыт. Если катехизатор не живет духом свидетельства о Воскресшем Христе, оглашение превратится в лучшем случае в лекторий, а то и в занудство, которое может отвратить людей от церкви. Он должен понимать процесс катехизации изнутри, т.е. в нормальном случае иметь опыт участия в нем и в качестве оглашаемого.

На сегодняшний день СФИ — единственный православный вуз, где преподается катехетика. Владимир Якунцев, преподаватель этого курса, отметил, что главное — за многообразием форм и случаев ясно увидеть единство опыта катехизации как введения человека в границы Церкви. Необходимо понимать, что даже самая хорошая катехизическая методика — лишь подпорка в богочеловеческом процессе воцерковления.

Всякий человек приходит на оглашение не только «укушенный змием», но и приносит с собой из агрессивного языческого мира своих «божков», отметил ректор СФИ священник Георгий Кочетков. И зачастую катехизатор должен понять, какие идолы стоят на святом месте у оглашаемого, т.е. узнать о человеке то, что он сам, возможно, о себе не знает. Этими «божками» могут быть даже хорошие вещи: семья, работа, увлечения, — когда они начинают определять жизнь человека, встают на место Бога.

Служение катехизации требует особого призвания, о котором должно засвидетельствовать церковное собрание. В то же время на практике вести оглашение зачастую приходится людям, не имеющим такого дара, если есть оглашаемые — и таким людям нужно помочь, но как? Остается открытым вопрос о минимальных требованиях к катехизатору, которые очевидно не исчерпываются высшим богословским образованием.

Как возможный ответ на этот вопрос в опыте Преображенского братства возникла практика собеседования с кандидатами в катехизаторы — катминимум. Будущий катехизатор должен показать знание и понимание внутренней логики оглашения и способность ориентироваться в принципиальных вопросах. Среди вопросов катминимума есть и такой: «Как провести оглашение за одну встречу?»

Полнота, длительность и само наличие катехизации всегда были связаны с верой в Церковь и определенными представлениями о норме церковной жизни, отметил Владимир Якунцев. Святоотеческая катехизация замирает в VI веке из-за изменения этих представлений: с этого времени человек мог считать себя членом Церкви, не имея опыта покаяния за всю жизнь, не принося сознательно и лично обетов верности Христу. И потому задача возрождения катехизации, столь насущная для Русской православной церкви, со всей остротой ставит вопрос о норме церковной жизни.
 

Информационная служба СФИ

 

 

 

 

 

Международная богословская конференция «Традиция святоотеческой катехизации...» Международная богословская конференция «Традиция святоотеческой катехизации...» Международная богословская конференция «Традиция святоотеческой катехизации...» Международная богословская конференция «Традиция святоотеческой катехизации...» Международная богословская конференция «Традиция святоотеческой катехизации...» Международная богословская конференция «Традиция святоотеческой катехизации...»

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)