24 мая исполнилось 70 лет со дня рождения И.Бродского

  • 25 мая 2010 в 12:58:15
  • Отзывы :0
  • Просмотров: 696
  • 0
 

 

Deus conservat omnia

В начале ХХ века Мандельштам сказал: теперь всякий культурный человек — христианин. В последней четверти ХХ века Бродский, парируя озлоблённый вопрос соплеменника: почему (и) он христианин, — ответил: потому что я не варвар. Ответ сей, как и всё творчество, как и вся жизнь этого человека задаёт трудную загадку. Какие ключи-вопросы подобрать к ней? «Как ты веруешь?» (т.е. и — «что и как говоришь?», «как живёшь?». Именно таким — а не каким-либо культурологическим — вопросом стоит задаваться христианскому сознанию в попытке осмысления «явления Бродского». Много было и наверняка будет сказано о «христианских мотивах» в его творчестве. Верующие и ныне, и всегда всё так же будут удивляться стройным и почти каноническим линиям богословия, что мерно и величаво, как в скульптуре, запечатлелось в иных его стихах. Неверующие будут с недоумением или раздражением проходить мимо них, считая эти мотивы лишь одной из множества мультикультурных древностей, брошенных в творческий тигель непартикулярного поэта. Он был один из немногих одиночек, кто — в ХХ (!) веке — мог всерьёз беспокоиться метафизическими вопросами. И изящной словесностью занялся почти что из прагматических соображений: «Она сообщает чрезвычайное ускорение». «Когда сочиняешь стишок, в голову приходят такие вещи, которые тебе в принципе приходить не должны».
Можно ли о Бродском в целом иметь «христианское суждение»? Одна мысль о самой возможности такого навевает смертельную скуку. Не случайно, что на прямо поставленный вопрос о своём credo он высказался апофатически. Но, как ни странно, такой апофатизм оказывается способным сообщать смысл, силу и огонь речи (а значит — для Бродского — и жизни), чего часто не способно добиться само богословие, по замечанию о. Александра Шмемана. Христианство вытесняется из жизни, слова его и прочие артефакты (былое… сдаются в музей, но отдельные «слухачи» по-прежнему передают нам его эхо, которое — удивительным образом — продолжать звучать. Как бы ниоткуда. И продолжает вводить в резонанс — имеющих уши.
Верность этому своему умению Бродский, кажется, сохранил — как, впрочем, и обещал — до конца. До гроба. «Пока с горем рот не залепили глиной». Что за гробом — ему слышно не было. И об этом он честно молчал. Но у него, как и у нас, остаётся надежда, что «за гробом неверности нет».

Максим Дементьев

—————————————————————————————————————————————-

Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность

24 мая 1980 г.

 

По материалам Информационной службы Преображенского содружества малых православных братств

24 мая исполнилось 70 лет со дня рождения И.Бродского

Powered by module Blog | Reviews | Gallery | FAQ ver.: 5.10.0 (Professional) (opencartadmin.com)