15-18 ноября в Москве состоится VI Международная научно-богословская конференция Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». О предстоящей конференции и перспективах развития богословской науки в интервью «ТД» рассказал председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет.
- Как Вы оцениваете современное состояние русского богословия в контексте развития богословских наук в мире?
- В дореволюционной России православное богословие было на весьма высоком уровне - как богословие сугубо академическое, научное, так и богословие, так сказать, творческое, порой дерзновенное. Со времен А.С. Хомякова у нас были и влиятельные богословы-миряне, не связанные с духовными школами. Потом наступил довольно долгий период, который можно назвать временем «практического богословия новомучеников и исповедников». И мы еще не вполне осмыслили это особое «богословие», которое было прежде всего именно жизнью во Христе. Жизнью подвижнической, жизнью, до конца подчиненной христианскому пониманию нравственности, а также жизнью как современным свидетельством миру - свидетельством о Церкви, которую не могут одолеть никакие «врата ада». А затем наступило время уже не «героев веры», а скорее «тружеников веры». И богословие - тоже труд, а также церковное служение.
Благодарение Богу, за последние двадцать лет мы постепенно, но неуклонно восстанавливаем и церковное образование, и церковную науку. И сегодня пришло новое поколение богословов и церковных ученых. Теперь они могут свободно работать на благо Церкви.
Я не раз говорил, что богословие - это дело Церкви, и мы стараемся это дело делать и развивать. Но нужно сказать и о другом: о том, что богословие - это дело и церковных богословов, православных христиан, готовых посвятить свои таланты (в евангельском смысле) и даже свою жизнь богословскому служению Церкви. В нынешнем, как говорят, «обществе знаний», это очень важное служение. Потому что богословское знание необходимо современному обществу, которое забыло многие христианские, вероучительные, богословские истины. Истины спасительные, просвещающие разум, ибо, как поется в Рождественском тропаре, свет разума для всего мира- это Христос.
Русское православное богословие уже восстанавливает свои силы. И я уверен, что оно скажет свое слово в нынешнем, XXI, веке.
Программа VI Международной научно-богословской конференции Русской Церкви