4 декабря в Государственном литературном музее состоялся вечер, посвященный жизни и творчеству Иосифа Бродского, организованный Крестовоздвиженским малым братством (Преображенское содружество православных братств). Это уже третий вечер, который братство проводит в рамках цикла встреч, посвященных выдающимся поэтам XX века.
В своем вступительном слове ведущий вечера Сергей Озерский рассказал о значении творчества Иосифа Бродского для русской и мировой литературы, подчеркнув уникальность поэта: Иосиф Бродский после изгнания с родины стал мастерски писать на языке, который не был для него родным. Его дар получил всемирное признание, в том числе в 1987 году он получил Нобелевскую премию «за всеобъемлющее творчество, насыщенное ясностью мысли и поэтической интенсивностью».
Далее Мария Озерская познакомила гостей с биографией поэта. Она рассказала о детстве и юности Бродского, о том, какие события повлияли на становлении его как личности, его сложных отношениях с Мариной Басмановой — его музой и первой любовью, дружбе с Анной Ахматовой, его аресте и заключении в психиатрическую больницу и ссылке в глухую деревню Архангельской области. Интересными оказались записи журналистки и писательницы Фриды Вигдоровой, в которых она законспектировала два заседания суда, проходившего над Бродским в Ленинграде.
О жизни Бродского в эмиграции, его преподавательской деятельности в различных учебных заведениях, признании его в мире, и той критике, которой он подвергался (а его критиковали многие, начиная с православных фундаменталистов, заканчивая ортодоксальными иудаистами), рассказала Алиса Кангина.
В заключительной части вечера была сделана попытка осмысления духовных исканий Бродского, которые отразились в его творчестве. Сергей Озерский рассказал о том, что Бродский с юности интересовался метафизическими вопросами. Интересно, что с буддизмом и индуизмом он познакомился раньше, чем с христианством. Воспитанный в атеистическом обществе Бродский говорит: «Я не получил религиозного воспитания, в меня не вложили в готовом виде основы веры. Я все это осваивал самоучкой. Например, Библию впервые взял в руки в двадцать три года. И остался, так сказать, без пастыря. Я вырос в обстановке суровой антирелигиозной пропаганды». Это очень важное свидетельство, из которого видно, что у поэта была огромная духовная жажда и отсутствие возможности христианского духовного просвещения, что вполне объяснимо условиями советского времени.
В одной из бесед с писателем и журналистом Петром Вайлем о Рождестве, евангельских темах в его творчестве, Иосиф Александрович сказал «я еще тот христианин», словно обозначая свое непростое отношение к религии.
Но, конечно, были люди, которые оказали на Иосифа Александровича духовное влияние и обратили его взор в сторону христианства. Здесь можно отметить знакомство с Анной Ахматовой, влияние творчества Бориса Пастернака. К сожалению, несмотря на тяготение к христианству, Бродский не сумел войти в церковь и не смог преодолеть до конца двойственного отношения к ней.
На вечере звучала джазовая музыка в исполнении пианиста Михаила Миронова. В конце вечера в непринужденной обстановке за чаепитием участники вечера и гости имели возможность для неформального общения и обмена впечатлениями.