В праздник Воздвижения Креста Господня в Малоярославце в доме священника Михаила Шика состоялась молитва памяти.
Девятый час искупленья,
Последний вздох на кресте –
Да будет вам весть Воскресенья,
Вкусившие смерть во Христе!
М.В. Шик. «В Страстную седмицу».
Исповедник веры священник Михаил Шик был расстрелян на Бутовском полигоне в праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 1937 года.
В Малоярославце, в доме, где жил о. Михаил с семьей, он оборудовал потаенную церковь, в которой проходили богослужения на протяжении почти семи лет – с 1931 по 1937 год. Сюда приезжали духовные чада о. Михаила. Здесь ему сослужили близкие по духу священники. Здесь же о. Михаил был арестован в феврале 1937 года, когда при обыске домовая церковь была обнаружена. Домой он больше не вернулся.
Во время молитвы не оставляет ощущение, что все, с чем обращаемся в ней ко Господу, уже свершилось, и хочется воскликнуть «Христос Воскрес!». И словно в подтверждение этому вдруг над иконой появляется бабочка: сначала одна, затем вторая, третья…
В слове после окончания панихиды о. Андрей Лобашинский сказал, что мы понимаем, что святые люди пребывают с Господом, поэтому, возглашая «вечную память», в данном случае мы обращаемся, прежде всего, к нам самим. Нам важна память о людях подвижнической жизни, но она должна быть действенной: проявляться в наших делах, в отношении к людям, в жизни по совести, по вере.
В этот день помолиться вместе собрались внуки о. Михаила и близкие их семье люди, знавшие семью Шиков-Шаховских по Малоярославцу. Сегодня они взяли на себя труд по возрождению памяти подвижников веры, сосланных «на 101-й километр» и работают над созданием музейно-мемориального комплекса «101 км. Подвижники Малоярославца». Этот музей, по замыслу создателей, должен помочь современному человеку брать ответственность за происходящее вокруг, за свое отечество, помочь нашим современникам преодолеть болезнь российского сознания, выражающуюся во мнении, что «от нас ничего не зависит». В качестве лекарства предлагаются, в том числе, истории жизни людей, ни при каких обстоятельствах не снимавших с себя ответственности ни за свои поступки, ни за судьбу страны.
Сам о. Михаил Шик видел мученическую кончину исключительно как награду за подлинно христианскую жизнь и говорил, что он не понимает, «как можно жалеть человека за такое увенчание его пути… Ведь вынести жизнь так, чтобы попасть в ряд святых мучеников – удел немногих».
Ольга Борисова, Александра Буданова
Фото Марии Патрушевой
По материалам сайта Преображенского братства (см. больше фотографий на сайте братства)