14 декабря в большом зале Дома русского зарубежья состоялась презентация нового цикла телепередач «1917: Переворот? Революция? Смута?» Феликса Разумовского.
Автор программы поделился с гостями своими мыслями о том, что же стало причиной революции 1917 года, что привело к таким катастрофическим для страны последствиям и в какой реальности мы живем сегодня.
Феликс Вельевич отметил, что для осмысления событий, произошедших 100 лет назад, надо следовать трем основным линиям: русская интеллигенция, русское самозванство, русская смута. Если эти три линии мысленно соединить, то можно вплотную подойти к исторической правде.
В основе обвала февральской революции 1917 года стояли не реальные причины, а настроения, подчеркнул Разумовский. Эти настроения распространялись и на всю интеллигенцию, и на национальную элиту. Мироощущение интеллигенции было очень привлекательно, но совершенно беспочвенно: с одной стороны радикализм, с другой – полное непонимание того, чем страна живет, чем дышит.
«Великая смута XX века началась не в 1917 году, а гораздо раньше, – объяснил Феликс Вельевич. – В 1902 году вышел очерк Короленко "Грабишки", он рассказывает о беспорядках в тамошней деревне. Уже тогда, задолго до 1917 года, было желание убрать интеллигенцию, слой, который вызывал у крестьянства раздражение. Апогеем смуты стал 1905 год. Это время "дворянских фейерверков", когда поджигали и громили дворянские усадьбы. Причем целью был не просто грабеж, а уничтожение. В 1917 году с расстрелом императора исчезла последняя скрепа – верховная власть. И смута вспыхнула с новой силой».
Погромы в русской деревне перешли в противостояния всех против всех. Главными действующими лицами смуты стали криминальные элементы – те самые крестьяне, озлобленные, готовые на самые страшные преступления. С таким миром интеллигенция справиться не могла.
И вот на этом фоне появляется Ленин – никому не известный человек, политик, русский самозванец. «Никакими другими причинами это невозможно объяснить, – отметил Разумовский. – Ленин на Финляндском вокзале открыто призывал народ к предательству, говорил страшные вещи. Подобное прощает только смута. Ленина "несла" мощь этой темной силы». Поэт Максимилиан Волошин выводит череду русских самозванцев. Их появление и исчезновение – главная особенность смуты.
По мнению Феликса Вельевича, события 1917 года в России невозможно сопоставить с европейскими революциями. В Европе революции созидали нацию, укрепляли ее. Там не стоял вопрос об историческом существовании страны. В России деятели русской смуты поставили конкретную цель – уничтожить всю Россию с ее самобытной культурой. «В таком жалком, разрушенном состоянии как Россия не находилась ни одна страна», – подчеркнул он.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божьей Матери «Живоносный источник» в Царицыно, на презентации отметил, что главной идеей власти большевиков было построить новую веру. Веру, в которой уже не было взаимоотношений с Богом, где центром становится сам человек, который должен занять место Бога. «"Я – Творец" – такова идея мировой революции», – подчеркнул отец Александр.
Поэт и искусствовед Юрий Кублановский вспомнил, как в 1986 году приехал в гости к Солженицыну и спросил его о том, а что же произошло в России в 1917 году. Александр Исаевич ответил: «Голова сохла, сохла и отвалилась». Россия катилась в большевистскую пропасть. И эту смуту могла подавить только жесточайшая диктатура. На это и оказались способны большевики. Юрий Кублановский уверен, что мировая революция продолжается и по сей день, она отбросила свет на все человечество. «Нынешний мировой кризис уходит корнями в те времена», – подчеркнул Юрий Михайлович.
«25 лет назад, когда я только задумывал этот цикл передач, академик Александр Михайлович Панченко мне сказал: "Сейчас время задавать вопросы. Нужно пройти путь самопознания", – поделился с гостями Феликс Разумовский. – Чтобы принимать решения, касающиеся русской жизни, надо эту жизнь знать. Еще Ключевский в XIX веке писал: "Россия на краю пропасти. Каждая минута дорога. Что делать? Ответа нет". Мы и сейчас не знаем ответа. Если это проблема стояла так остро в XIX веке, то после большевистского разгрома эта проблема достигла геркулесовых столбов».
Три года назад лидер нашей страны сказал, что главная проблема России – проблема самоидентичности. Первые три месяца весь истеблишмент произносил слова «самоидентичность» и «самопознание». И что же мы имеем сегодня? Сегодня тема национальности и патриотизма приватизирована левой, «сталинской» тусовкой. «Это шизофреническая реальность. Мы дезориентированы до последней степени», – заключил Феликс Вельевич.
Ведущий вечера Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, отметил, что этот цикл передач – попытка художественным языком показать, что происходило со страной в начале XX века. «В 2017 году часто звучал вопрос – нужно ли признать большевистскую власть преступной. В фильме нет этого вопроса. Но в фильме показано, что есть непримиримые вещи – Бог и идол, которые находятся в одном месте, в одном доме. Это скверна на святом месте. И в этом доме живем мы. Так что вопрос "Кто мы?" по-прежнему актуален».